понедельник, 13 июня 2011 г.

К. ИЛЮМЖИНОВ: я обсуждал будущее федерации и нашей ассоциации «Шахматы в школы

Впечатления Кирсана Илюмжинова о пребывании в Триполи


Гости: Кирсан Илюмжинов
Ведущие: Алексей Осин, Ирина Воробьева
И.ВОРОБЬЕВА: 10 часов 35 минут в столице, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». И как обещала, у нас есть некий сюрприз. Тема, о которой мы говорили в разделе спорта, и сейчас решили выяснить подробности. Вы знаете, у нас в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» по телефонной линии со студией президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. Кирсан Николаевич, доброе утро.

А.ОСИН: Здравствуйте.
К.ИЛЮМЖИНОВ: Доброе утро.
И.ВОРОБЬЕВА: Скажите, а вы откуда к нам в эфир выходите?
А.ОСИН: Если не секрет.
К.ИЛЮМЖИНОВ: А я сейчас по пути, я сейчас по Ливии еду, проезжаем город Эль-Азизия, где в свое время итальянская компания Эни построила газоперерабатывающий завод – вот сейчас мимо этого завода проезжаем мы.
И.ВОРОБЬЕВА: Скажите, пожалуйста, а где вы встречались и правда ли, что вы встречались с господином Каддафи?
К.ИЛЮМЖИНОВ: Вчера утром я встречался со старшим сыном Мухаммадом Каддафи, президентом национального Олимпийского комитета – он пригласил как раз меня посетить Триполи, Ливию. А после обеда мы встречались с полковником Каддафи в его резиденции в Ливии. Ну, там сыграли в шахматы, попили чай.
А.ОСИН: А скажите, цель вашего приезда в эту страну, где сейчас идет война?
К.ИЛЮМЖИНОВ: У меня рабочая поездка. Мы в октябре прошлого года на Генеральной ассамблее ФИДЕ объявили 2011-й год годом Африки и поддержки и развития шахмат, особенно программа «Шахматы в школах». Вот за эти несколько месяцев я уже посетил Южно-Африканскую Республику, Нигерию, Замбию, Кения, сейчас Ливия. Сегодня я буду в Тунисе, дальше Египет, Марокко, Йемен.
И.ВОРОБЬЕВА: Кирсан Николаевич, скажите, ну, ведь, я так поняла, что не сложно было с Каддафи-то встретиться?
К.ИЛЮМЖИНОВ: Ну, я его давно знаю, мы знакомы уже более 10 лет, и всякий раз когда я приезжаю в Ливию... Мы здесь в 2004 году проводили Чемпионат мира по шахматам, когда 128 шахматистов из 56 стран мира были, Каддафи принимал участие. Более того, он выделил одну из своих резиденций для приемов. И поэтому у меня с ним давние связи. Поэтому я сейчас приехал, не планировал с ним встретиться – у меня встречи, переговоры были с министром иностранных дел, министром образования, министром спорта. Но, вот, сын предложил, сказал, что отец хотел бы встретиться, пообещать вместе.

И.ВОРОБЬЕВА: Ну, расскажите, вам Каддафи что-нибудь говорил, ведь, наверняка о том, что сейчас происходит, о своих планах каких-то на будущее?
К.ИЛЮМЖИНОВ: Ну, конечно, была дружеская беседа, он спросил меня о моих впечатлениях. Первый вопрос: «Не испугался, что приехал сюда?» По телевидению везде передают, что бомбят. Действительно, когда мы приехали, на западе Триполи слышали взрывы от бомб. Каждый день здесь бомбят. Ну, конечно, немного неспокойно, но я ему сказал, конечно, это не то Триполи, не та Ливия, которая несколько лет назад была. Но потом он сказал: «Все хотят, чтобы я ушел. А куда я могу уйти? Я же никакой пост не занимаю». Ну, действительно, это нонсенс, когда требуют его ухода. Он не президент, не министр, не председатель парламента, он просто является лидером.


И.ВОРОБЬЕВА: То есть он покидать Ливию не собирается?
К.ИЛЮМЖИНОВ: Ну, он попросил меня посмотреть дома, которые разбомбили, и я посетил дом, где жила его семья и, вот, спальню детей. Месяц назад из-за бомбардировок погиб его 29-летний сын, внучка, которой всего 4 месяца, 2 внука. Приемную дочь он тоже потерял. Он говорит: «Ну, если я потерял своих детей, внуков, куда я поеду? Я здесь останусь».
А.ОСИН: Скажите, пожалуйста, Кирсан Николаевич, вот, перед поездкой, узнав о ваших намерениях, вас пытались упредить, отговорить на российском ли или международном уровне? И если да, то кто?
К.ИЛЮМЖИНОВ: Да нет, это рабочая поездка, это нормально. Я недавно в Афганистане был. Сейчас следующая поездка у меня в середине июля в Багдад – мы там проводим семинар по шахматам. Ну, вот, у меня программа «Шахматы в школах». Я благодарен тоже Каддафи, который в свое время тоже помог для развития шахмат в этой стране. И вчера в результате моей встречи с министром образования договорились, что с 1 сентября они будут шахматы вводить в обязательную программу. Никто не отговаривал, потому что это рабочие мои поездки. Ну, некоторые коллеги по ФИДЕ, конечно, спрашивали. Со мной должен был лететь один из вице-президентов ФИДЕ, но он сослался на то, что, как бы, жена ему не разрешила.
А.ОСИН: Не, ну вот понимаете, в чем дело? Ведь, считается же мировым сообществом, вернее, значительной его частью, что официальная власть – теперь она вовсе не у Каддафи, а Каддафи, вроде бы, и не признан, он как персона нон-грата. А вы, тем не менее, с ним встретились.
К.ИЛЮМЖИНОВ: Не, ну я бы с удовольствием с кем-то встретился. Я тоже в прошлом политик. Если бы был парламент, избранный народом, там правительство, назначенное парламентом. То на сегодняшний день все посольства РФ в Триполи находятся, министры – они назначены парламентом, который избран народом. Вот, я встречался с министром образования, министром иностранных дел. То есть легитимная власть. Если будет другая власть, конечно, будем с другой властью встречаться. Но ФИДЕ – это общественная спортивная организация, мы вне политики, мы встречаемся с теми, кто, как бы, легитимен.
Сейчас для международного сообщества легитимно правительство, которое сейчас находится в Триполи. Если бы было наоборот, наверное, посольства иностранных государств переместились в другой город. Ну, вот, я не знаю, это просто мое мнение. Я не политик, я как спортсмен туда приехал.
И.ВОРОБЬЕВА: Понятно. Кирсан Николаевич, ну, все-таки, шахматы – это такая игра, это такой вид спорта, в который люди спокойно играют, то есть они сосредоточены. То есть у вас не возникло ощущения, что Каддафи чем-то напуган, находится в панике? Я правильно понимаю?
К.ИЛЮМЖИНОВ: Не, очень спокойно. Вот, мой вице-президент Георгиус Макропулос из Греции говорит: «А у нас по телевидению показывали, что он больной, в госпитале лежит, ненормально с головой у него». Он нормальный, адекватный. Играли в шахматы, разговаривали.
И.ВОРОБЬЕВА: Кто выиграл?
К.ИЛЮМЖИНОВ: Ну, он, конечно, слабее, намного слабее меня, но, в принципе, так, интересно было. Сын, вот, его, старший сын Мухаммад Каддафи – тот, вот, серьезный игрок, тот знает теорию шахмат. А лидер, полковник Каддафи – он просто любитель, который знает, как передвигать фигуры, ну, знает, как поставить детский мат.
И.ВОРОБЬЕВА: То есть вы приехали и обыграли?
К.ИЛЮМЖИНОВ: Ну, тут дипломатично нельзя было обыгрывать. Согласились на ничью, я сам предложил ему ничью.
И.ВОРОБЬЕВА: Ну понятно. Ясно. Спасибо вам большое, Кирсан Николаевич, что нашли время выйти к нам в прямой эфир. Я напомню, что у нас по телефону из Ливии был президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, который недавно встречался с Муаммаром Каддафи и даже играл с ним в шахматы.




Кирсан Илюмжинов рассказывает о том, как он играл в шахматы с Муаммаром Каддафи.
"Каддафи меня обнял. Нормальный человек! Почему все спрашивают, как будто он больной какой-то! Он нормальный и здоровый. Сам по лестнице поднимается"
Комментарии по телефону: Кирсан Илюмжинов
В студии: Юрий Будкин, Мария Андреева
Ю. БУДКИН: Добрый день!

К. ИЛЮМЖИНОВ: Добрый день!

Ю. БУДКИН: Мы знаем, что вы отправились с рабочей поездкой в Тунис. Есть сообщение, что вы сыграли шахматный матч с Муаммаром Каддафи. Где это происходило?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Сейчас я в Тунисе нахожусь, приехал из Ливии. У меня была рабочая поездка. Я езжу по африканским странам. Мы этот год объявили годом Африки. Я посетил ЮАР, Нигерию, Кению, Тунис, Ливию. У меня было приглашение. Еще в декабре-январе я должен был посетить по приглашению шахматной федерации и президента национального олимпийского комитета Мухаммеда Каддафи. У меня поездки в юго-восточную Азию были, а сейчас получилось, что я приехал, провел все рабочие встречи, остался доволен своей поездкой как президента ФИДЕ.

Ю. БУДКИН: Когда вы принимали решение, что поедете в Ливию, вы пытались убедиться в том, насколько безопасной будет эта поездка?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Нет, для меня это цель. Я привык по горчим точкам. В Кабуле был недавно. Сейчас в Багдад собираюсь. В Судане мы проводили 2 года назад шахматный турнир. Нормальные поездки!

Ю. БУДКИН: Итак, вы приехали в Ливию. Первое, что вы увидели, это насколько спокойная жизнь?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Сначала мы ехали, немного подстреливали. Доехали до Триполи. Ночью там были слышны взрывы, потому что авиация НАТО ночью бомбит города и мирных жителей. А так город спокойный, мы встречались с общественностью, с шахматистами. В министерстве образования встречи были, в олимпийском комитете. Такой нервозности нет, город живет в рабочем ритме. Сдают дети экзамены, играют в шахматы, чиновники работают, рынки все работают.

Ю. БУДКИН: То есть в этих беседах вы говорили исключительно о шахматах? С их стороны не было попыток политизировать беседы. Это были чистые шахматы?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Я сыграл со старшим сыном в шахматы, с Каддафи мы долго разговаривали, пили чай, играли в шахматы. Я выразил ему соболезнования по поводу того, что в результате бомбардировки погиб 29-летний сын его, 4-месячная внучка и 2 внука по 2 года. Мы посидели, поговорили о родных. Он тоже сказал, что не понимает, почему его и народ Ливии бомбят, прилетают самолеты-беспилотники. Конечно, он говорил, что возмущен такой ситуацией.

Ю. БУДКИН: Вы пытались обсуждать будущее?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Конечно, я обсуждал будущее федерации и нашей ассоциации «Шахматы в школы», потому что мы сейчас готовим соглашение, через месяц с министерством образования подписываем соглашение. С 1 сентября они хотят шахматы вводить в школах. Поэтому меня интересовал этот вопрос. Министр образования сказал, что они пока за Бенгази не могут говорить, потому что там учебный год насмарку пошел. С февраля боевые действия, они даже экзаменов не сдали. Мы обсуждали, как там учить детей шахматам.

Ю. БУДКИН: Каддафи говорит о том, что он планирует свое будущее в качестве лидера нации?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Он такого не говорил. Мы насчет лидерства не говорили, потому что Каддафи не занимает никакой пост. Он не президент. Я встречался с депутатами, с министрами. Никакой политизации.. Ни о чем таком не говорили. Даже когда стал говорить о проведении семинаров по подготовке тренеров, арбитров по шахматам, он показывает: «Вот сын, он – главный спортсмен, решайте с ним». Но поддержал идею введения шахмат в школах. Сказал, что шахматы – это гимнастика для ума. Ему самому нравится играть в шахматы, это очень полезно для детей.

Ю. БУДКИН: Ситуация настолько спокойна, получается, что Каддафи может говорить о введении предмета «шахматы»?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Конечно, он уверен в своей стране, в независимости, в суверенитете. Он поздравил меня с днем независимости России. Эта встреча была как раз вчера. Он сказал, что он тоже борется за независимость и суверенитет своей страны.

Ю. БУДКИН: Это была ваша первая встреча с Каддафи?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Нет, лет 10-12 мы встречаемся с ним.

Ю. БУДКИН: Насколько крепко рукопожатие Каддафи? В каком он состоянии сейчас?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Он обнял. Нормальный человек! Почему все спрашивают, как будто он больной какой-то! Он нормальный и здоровый. Сам по лестнице поднимается. Мы на втором этаже встречались!

Ю. БУДКИН: Он не производит впечатления человека нервного? Он понимает, как жить дальше?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Нет, даже шутили! Какой-то анекдот рассказал.

Ю. БУДКИН: О позиции России говорили? О России? О российских властях?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Ничего не говорили, потому что я представляю международную организацию. Когда он говорил о бомбардировках, он добрым словом вспомнил СССР. В 86 году, когда американцы начали бомбить, к Триполи в бухту вошел крейсер. Американцы перестали бомбить. Тогда погибла его приемная дочь.

Ю. БУДКИН: Но о позиции российских властей в нынешней ситуации вы не говорили ни слова?

К. ИЛЮМЖИНОВ: Ничего не говорили, я никакого отношения не имею!

Ю. БУДКИН: Понятно, я благодарю Вас. Президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов был у нас на прямой связи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий